(Дьяков Константин Григорьевич; 21.05.1871, с. Ст. Водолага Валковского у. Харьковской губ.- 10.11.1937, Киев), сщмч. (пам. 28 окт., в Соборе Киевских святых и Соборе святых Слободского края), митр. Киевский и экзарх Украины. Из семьи сельского священника. В 1891 г. окончил Харьковскую ДС по 2-му разряду. 23 окт. того же года Харьковским и Ахтырским архиеп. Амвросием (Ключарёвым) рукоположен во иерея и назначен на священническую должность к храму в честь Покрова Пресв. Богородицы в г. Чугуев Змиёвского у. Харьковской губ. Помимо пастырской службы преподавал Закон Божий в местной церковноприходской школе, был постоянным членом Змиёвского уездного отд-ния епархиального училищного совета (февр.-нояб. 1897). 22 нояб. 1897 г. по прошению переведен в Харьков на 2-е священническое место к храму в честь Рождества Христова. Был законоучителем в 11-м городском приходском училище (1898-1909), в 1-м частном реальном училище (1908-1912), в частной мужской гимназии «Группы преподавателей III Харьковской гимназии» (1908-1919); являлся постоянным членом Харьковского уездного отделения епархиального училищного совета (1899-1919) и делопроизводителем того же отделения (1900-1912); членом-делопроизводителем временного строительного комитета по постройке в Харькове епархиального дома для б-ки и музея (1910-1912).
В 1919 г., во время гражданской войны, служил при домовой церкви Харьковского коммерческого училища. 15 сент. 1921 г. назначен священником кафедрального Благовещенского собора в Харькове, а 23 дек.- настоятелем харьковского Христорождественского храма (видимо, в это время был возведен в сан протоиерея). Активно выступал против обновленческого раскола. 17 марта 1923 г. был арестован. Проходил по одному делу с большой группой харьковских священнослужителей во главе с викарием Харьковской епархии Старобельским еп. Павлом (Кратировым). Решением Комиссии НКВД по адм. высылкам от 15 мая 1923 г. был освобожден из-под стражи: следствие над ним было прекращено «за недостаточностью материалов об антисоветской деятельности».
В 1924 г. православные Харькова находились в тяжелом положении. Большинство церковных приходов было захвачено обновленцами, в юрисдикции Патриаршей Церкви оставалось всего 3 городских храма. Кроме того, временно управлявший Харьковской епархией после ареста и высылки Харьковского митр. Нафанаила (Троицкого) Бахмутский архиеп. Иоанникий (Соколовский) вел предосудительный образ жизни. В этих условиях делегация харьковских священнослужителей и прихожан обратилась летом 1924 г. к патриарху Московскому и всея России свт. Тихону (Беллавину) с жалобами на архиеп. Иоанникия. Патриарх принял решение о переводе архиеп. Иоанникия в др. епархию, а харьковчанам предложил избрать себе в архипастыри достойного человека из числа местных священников. На общем собрании правосл. духовенства Харькова кандидатом в епископы был избран пользовавшийся уважением в городе вдовый прот. Константин Дьяков. Для хиротонии он выехал в Москву, где патриарх определил ему по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита быть епископом Сумским, викарием и временным управляющим Харьковской епархией. Принял монашеский постриг с сохранением имени Константин. 8 сент. 1924 г. архиерейскую хиротонию К. в московском храме в честь Рождества Пресв. Богородицы в Бутырках возглавил свт. Тихон.
По прибытии в Харьков К. подал 2 окт. 1924 г. заявление с просьбой о регистрации его как правящего епископа в губотдел Наркомата юстиции, а 20 февр. 1925 г.- в адм. отдел при губисполкоме, к к-рому перешли функции контроля над деятельностью религ. орг-ций на местах. Однако К. не получил регистрации, т. к. гос. власть продолжала поддерживать обновленцев, а структуры Патриаршей Церкви не имели официального статуса. Положение православных в Харькове еще более осложнилось, когда в нач. 1925 г. архиеп. Иоанникий, отказавшийся подчиняться высшей церковной власти, захватил со своими сторонниками кафедральный храм во имя Жен-мироносиц. После этого в подчинении у К. в Харькове осталось только 2 церкви - ставший кафедральным Ново-Троицкий храм на Москалёвке и кладбищенский храм Усекновения главы Иоанна Предтечи.
12 апр. 1925 г. К. участвовал в Архиерейском совещании РПЦ в Москве, подписал акт о передаче высшей церковной власти патриаршему местоблюстителю митр. сщмч. Петру (Полянскому). Вскоре в Харькове состоялись переговоры К. с делегацией обновленцев во главе с обновленческим «митрополитом Киевским и Галицким» Иннокентием (Пустынским). Иннокентий от имени украинского обновленческого синода предложил К. принять участие в организуемом обновленцами «объединительном» укр. церковном Соборе. К. поставил условием своего участия в данном собрании получение на это благословения от местоблюстителя митр. Петра. Кроме того, К. потребовал от украинского обновленческого синода публично осудить решения обновленческого московского «Поместного Собора» 1923 г. в части обвинений патриарха Тихона и Патриаршей Церкви, разорвать отношения с обновленческим синодом в Москве и перейти в общение с местоблюстителем митр. Петром. Обновленцы отказались обсуждать эти условия и прервали переговоры.
В это время в Харькове на положении ссыльных пребывали епископы Елисаветградский сщмч. Онуфрий (Гагалюк), Александровский Стефан (Адриашенко), Мариупольский сщмч. Антоний (Панкеев). Вместе с ними К. в кон. 1925 г. подписал «Постановление Собора православных епископов Украины» о лишении сана и об отлучении от Церкви бывш. еп. Лубенского Феофила (см. Булдовский Ф. И.) и др. лидеров автокефалистского «Лубенского раскола» (всего под постановлением путем его рассылки были собраны подписи 13 укр. архиереев). С нач. 1926 г., когда в Харькове временно находился высланный Киевский митрополит и экзарх Украины Михаил (Ермаков), К. стал одним из его ближайших помощников. В марте того же года К. вместе с митр. Михаилом и др. укр. архиереями подписал обращение в поддержку заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; с 1943 патриарх Московский и всея Руси), в документе были осуждены Свердловский архиеп. Григорий (Яцковский) и др. лидеры григорианского раскола. В том же году К. подвергся в Харькове 2-недельному аресту.
В 1927 г. К. поддержал решение заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия пойти на компромисс с советскими властями как условие получения Патриаршей Церковью легального статуса в СССР. 18 мая К. участвовал в созванном митр. Сергием в Москве совещании архиереев, на к-ром был образован Временный Свящ. Синод РПЦ, вошел в его состав. Поставил подпись под «Декларацией» 1927 г. 12 нояб. того же года был возведен в сан архиепископа, назначен управляющим Харьковской и Ахтырской епархией. В янв. 1928 г. К. принял участие в совещании укр. архиереев в Киеве, на к-ром, как член Временного Свящ. Синода РПЦ, выступил с докладом по вопросу о неканоничной автокефалии Православной Церкви в Польше. После смерти 30 марта 1929 г. экзарха митр. Михаила К. был назначен экзархом Украины, местом его пребывания был определен Харьков. В условиях нового наступления на Церковь К. пытался принимать меры к сохранению церковного управления. В 1930 г. вместо благочинных, число которых резко сократилось из-за массового закрытия храмов во время коллективизации, К. назначал экзарших наблюдателей в округа и районы Украины.
18 мая 1932 г. К. был возведен в сан митрополита. 26 июня 1934 г. в связи с переводом столицы УССР из Харькова в Киев назначен митрополитом Киевским. Первоначально власти не давали разрешения на переезд экзарха в Киев, хотя он бывал там с кратковременными визитами. 29 марта 1935 г. он прибыл в Киев для постоянного проживания. В период архиерейского служения К. в Киеве усилились гонения на Церковь: власти закрывали последние храмы, проводили массовые аресты священнослужителей. В Киевской епархии к моменту приезда туда К. было 70 действующих храмов, из них 7 - в Киеве. В 1937 г. на Киевщине осталось лишь 16 церквей, в т. ч. 4 храма в Киеве. Кафедральным собором был Покровский храм на Соломенке.
29 окт. 1937 г. К. был арестован и помещен в Лукьяновскую тюрьму. Престарелого и тяжелобольного экзарха подвергали непрерывным допросам. Его обвиняли в том, что он являлся руководителем «антисоветской фашистской организации церковников». К. отказался признать себя виновным. Во время одного из ночных допросов он скончался, по офиц. версии - от кровоизлияния в мозг. Согласно преданию, вывезенное из тюрьмы тело архиерея было опознано и тайно похоронено в отдельной могиле. Однако попытки отыскать ее не дали результата. Предполагаемым местом погребения К. является одна из общих безвестных могил на киевском Лукьяновском кладбище, где проводились массовые захоронения погибших в результате репрессий.
19 окт. 1993 г. решением Свящ. Синода УПЦ прославлен к местному почитанию.